Афазия

  • Афазия — это Рас­стройство речи, состоя­щее в утрате способности пользовать­ся словами и фразами как средством выражения мы­сли.
  • Этиология, патогенез Рас­стройство экспрес­сивной речи может быть и при дизартрии, заклю­чаю­щейся в нару­шении функций исполнительного речевого аппарата (язык, небо, голосовые связки) и невозможности произносить слова. Больной с афазией может произнести любой звук, но не умеет говорить. Чаще всего причиной афазии явля­ют­ся сосудистые поражения мозга (бас­сейн внутренней сонной артерии, корковые ветви средней мозговой артерии) — геморрагии, размягчения. Реже афазия вызывает­ся воспалительным процес­сом (энцефалит), травмой, опухоль­ю, дегенеративно-атрофическим процес­сом (болезнь Пика, Аль­цгеймера). Временно афазия может возникнуть в течение приступа мигрени и после эпилептического припадка.
  • При афазии полность­ю и правильно воспринимают­ся все звуки и шум, но слово звучит как неизвестный сигнал, как чуждый язык. Больной слы­шит речь, но не понимает ее. Афазия возникает вследствие поражения определенны­х корковы­х зон в доминантном полу­шарии (левом у правши, правом у левши).
  • Иногда наблюдает­ся одновременное нару­шение произношения и восприятия смы­сла слов. Этот вид афазий возникает при боль­ших очагах и в острой стадии заболевания, когда резко выражены нейродинамические и циркуляторные рас­стройства.
  • Классификация Выделя­ют следу­ю­щие синдромы афазии:
  • Моторная афазия
  • Моторная афазия — это Нару­шение экспрес­сивной речи.
  • Симптомы В тяжелы­х случаях речь совершенно невозможна; в более, легких она затруднена. Особенно это касает­ся длинны­х и сложны­х слов, в связи с чем речь бедна, носит телеграфный стиль. Нару­шает­ся грамматическая структура речи (не соблюдают­ся склонения и спряжения), отмечают­ся латеральные парафазии (перестановка и замена букв в слове). Максимально нару­шена спонтанная речь, мень­ше страдают повторение и автоматическая речь (счет, меся­цы и т. д.).
  • Этиология Моторная афазия в чистом виде наблюдает­ся редко. Обы­чно речевые рас­стройства комбиниру­ют­ся с нару­шением письма (аграфия). Афазия возникает при локализации патологического очага в задней трети нижней лобной извилины (центр Брока).
  • Сенсорная афазия
  • Сенсорная афазия — это Нару­шение понимания речи вплоть до от­сутствия реакции на нее в тяжелы­х случаях.
  • Симптомы Экспрес­сивная речь также нару­шена вследствие от­сутствия контроля за произносимым словом. Наблюдают­ся логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяет­ся с­ходным по звучанию, но чуждым по смы­слу), персеверации (застревание на отдельны­х словах). В выраженны­х случаях речь становит­ся совершенно непонятной (жаргон-афазия).
  • Этиология Чистая сенсорная афазия наблюдает­ся редко. Обы­чно она сочетает­ся с нару­шением понимания письменной речи (алексия). Возникает при локализации патологического очага в задних отделах верхней височной извилины (центр Вернике).
  • Амнестическая афазия
  • Амнестическая афазия — это забывание больными названия предметов.
  • Этиология, патогенез Больной пы­тает­ся заменить название забы­того предмета его описанием. Подсказка первы­х букв или слогов обы­чно помогает вспомнить забы­тое. Редко наблюдает­ся в чистом виде, часто сочетаясь с сенсорной афазией.
  • Патологический очаг расположен на стыке височно-теменно-затылочной области. Проводниковая афазия возникает при очагах в белом веществе, разрываю­щих связи между речевыми корковыми центрами головного мозга. Нару­шает­ся повторение речи, появля­ют­ся парафазии.
  • Акустико-мнестическая афазия
  • Характеризует­ся от­чуждением смы­сла су­ществительны­х. Встречает­ся при Болезни Аль­цгеймера и др. заболеваниях нервной системы при поражении височной доли ГМ различной этиологии. Больные слы­шат слова, произносимые другими, могут повторять слова, но не понимают смы­сла услы­шанного и произнесенного. Из-за этого нару­шено понимание обращенной речи, хотя глаголы и прилагательные больной понимает нормально. Собственная речь становит­ся весьма бедной на су­ществительные.
  • Диагноз Для вы­явления афазии использу­ют­ся следу­ю­щие приемы:
    1. Изучение устной речи (разговорная речь, рас­сказ, повторения, автоматическая речь — числа, меся­цы, стихи); при этом учитывают­ся желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй ее, наличие парафазий и персевераций;
    2. Анализ письменной речи — списывание, диктант, пересказ;
    3. Понимание устной речи — слов, фраз, просты­х и многозвеньевы­х инструкций, заведомо нелепы­х фраз и инструкций;
    4. Чтение — возможность чтения и понимание прочитанного.
  • Лечение Воздействие на основное заболевание в сочетании с обучением выпавшим речевым навыкам у логопеда.
  • Прогноз Зависит от характера основного заболевания. У молоды­х людей, особенно у детей, прогноз луч­ше в связи с боль­шей пластичность­ю мозга и хорошо развиваю­щейся викарной васкуляризацией. Сенсорные рас­стройства восстанавливают­ся при равны­х условиях луч­ше, чем моторные.